На курсах повышения квалификации я постоянно слышала от преподавателей, что на уроках между учителем и учеником должны быть субъект-субъектные отношения: учащиеся (или обучающиеся, как принято называть учеников с этого учебного года) должны быть свободны в своем самовыражении, и на уроках должна царить демократическая атмосфера, а сами уроки должны быть максимально интерактивными.
Я преподавателям задавала один и тот же вопрос: «Как вы считаете, нет ли опасности, что, приучая учащихся к субъект-субъектным отношениям, мы не совсем правильно настраиваем их на будущее? Вот придет такой субъект-субъектно ориентированный выпускник на работу и столкнется с командно-административной системой, в которой никого особо не будет интересовать его точка зрения, и от него будут требовать только беспрекословного подчинения. Что тогда?»
Преподаватели мне отвечали следующее: «К тому времени, как ваши ученики окончат школу, в Беларуси всё изменится»…